Словообразовательные гнезда

Предыдущая12345678Следующая

ЛИТЕРАТУРА: 24, т.1, с.135-138; 60, т.1, с.31, 36-47; 20, с.138-143.

СЛОВАРИ: 61; 48; 57.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение термину «словообразовательный тип». Какие общие признаки должны иметь слова, входящие в один и тот же словообразовательный тип? Почему при словообразовательном анализе необходимо учитывать объединение слов в словообразовательные типы?

2. Выделите среди данных примеров слова, относящиеся к одному словообразовательному типу: по-походному, привычно, издавна, неспроста, впустую, вкось, вповалку, по-прежнему, по-дружески, отечески.

3. Расскажите, какова связь между понятиями «словообразовательный тип», «способ словообразования»? Чем они различаются? Отвечая на вопрос, используйте примеры неологизмов, выписанные из словаря «Новых слов и значений» (48).

4. Объясните, как определяется продуктивность/непродуктивность словообразовательных типов и способов словообразования, какие аффиксы считаются продуктивными.

5. Расскажите о структуре словообразовательного гнезда. Проанализируйте гнездо с исходным словом автор (61, с.2):

автор авторство авторский
соавтор соавторство соавторский

6. Охарактеризуйте «Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова (61)

Задание № 1

Выпишите из «Русской грамматики»(24, т.1) по 1 примеру словообразовательного типа лексем, созданных: а) суффиксальным способом; б) префиксальным способом; в) префиксально - суффиксальным способом. Укажите общие признаки слов, входящих в словообразовательный тип. Объясните различия между лексическим и словообразовательным значением единиц.

Задание № 2

Сделайте словообразовательный анализ неологизмов, сопоставляя их со словами активного употребления того же типа.

Задание № 3

Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем русского языка» А.Н.Тихонова (61), определите структуру словообразовательного гнезда с указанным исходным словом. Выделите словообразовательные парадигмы; словообразовательные цепочки; объясните, какова их роль в словообразовательном анализе, целесообразно ли их использовать при изучении способов словообразования в школе.

ВАРИАНТ I

1. Глава «Словообразование имен существительных» (24, т.1, с.142-239).

2. Безнаборный, быстропечатающий, детренированность, столярка (48).

3. Гость (61, с.110)

ВАРИАНТ II

1. Глава «Словообразование имен прилагательных» (24, т.1, с.269-318).

2. Генералка, трансагенство, предзащита, примагнитить (48).



3. Малый (61, с.278).

Домашнее задание:

1. Подготовить вопросы «Исторические изменения в составе слова (опрощение, усложнение, переразложение основы, декорреляция морфем)».

2. Сделать письменно анализ «Краткого этимологического словаря русского языка» Шанского Н.М., Иванова В.В., Шанской Т.В. (65).

3.Произвести морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слова переподготовка.

Практическое занятие № 5

Исторические изменения в структуре слова

ЛИТЕРАТУРА: 10, с.14-17; 28, с.53-62; 41, с.174-252; 20, с.81-90

СЛОВАРИ: 55; 60; 63; 64; 65

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Укажите основные отличия процесса опрощения от переразложения основы.

2. Установите, каковы причины усложнения основы слова. Исконно русские или заимствованные слова чаще подвергаются усложнению?

3. Объясните, в чем различие диффузии морфем и аппликации. Приведите примеры фонетической диффузии и диффузии, находящей отражение в графическом облике слова.

4. Определите, чем декорреляция отличается от других исторических изменений (опрощения, усложнения, диффузии и переразложения).

5. Определите характер исторических изменений в структуре следующих слов:

Носок /короткий чулок/. Образовалось в результате лексико-семантического способа словообразования на основе существительного «носок» со значением «передний конец обуви или чулка», производного при помощи суф. –ок /-ъкъ/ от нос /см./. (с. 294).

Обед. Общеслав. Образовано с помощью приставки об- от Ьда – «еда» /ср. мясоед/. Первоначально – «время до и после еды». См. еда, есть. (с. 296).

Босиком. Собств.-русск. Образовалось морфолого-синтаксическим способом из формы босиком – твор. пад. ед. ч. от сущ. босик – «тот, кто ходит босиком, босой». Ср. целиком, новичок (с. 55).

Впереди. Собств.-русск. Образовалось путем слияния предлога в с формой местного падежа сущ. передъ – «передняя часть». См. перед. (с. 94).

Вместе. Др.-русск. Сращение предлога въ и формы местного падежа сущ. мьсто. – См. место (с. 86).

Залпом /сразу/. Собств.-русск. Возникло морфолого-синтаксич. путем на базе творит. пад. ед. ч. сущ. залп в значении «одновременный выстрел из нескольких орудий и винтовок» (с. 155).

Семнадцать. Др.-русск. Сращение семь на десяте – «семь сверх десяти». См. двенадцать. (с. 406).

Лидер. Заимств. в 20-х годах ХХ в. из англ. яз. Англ. leader – суффиксальное производное от to lead – «вести, возглавлять». Ср. вождь. (с. 240).

Воспитать. Заимств. из ст.-сл., где оно является префиксальным производным от питати – «воспитывать, кормить». См. питать (с. 93).

Исправник /начальник полиции в уезде/.Собств.-русск. Образовано с помощью суф. –ник от исправа «полиция», являющегося производным с темой – а от исправить, исправлять в значении «осуществлять» /ср. старое исправлять должность – исполнять обязанности/. См. исправный (с. 178).

Вельможа. Общеслав. Возникло лексико-синтаксич. способом словообразования на базе словосочетания вель – «большой» и несохранившегося можа – «силач, богач», производного посредством суф. –j от основы мог /ср. могу/. См. мочь, великий (с. 74).

Величавый. Заимств. из ст.-сл. Ст.-сл. величавый – «гордый, спесивый, кичливый» - суффиксальное производное /ср. моложавый/ от великий. См. великий (с. 73).

Буква. Заимств. из ст.-сл. Ст.-сл. боукы, боукъве – «буква» - переоформление заимствования из герм. яз. /ср. готск. boka – «буква», мн. ч. bokos – «книга»/, которое восходит к названию бука, на дощечках из которого первоначально начертывались письмена. Древнее боукы / боуква так же, тыкы/ тыква, смокы/ смоква и т.п. См. бук (с. 61).

Висок. Собств.-русск. Образовано от основы вис- /см. висеть/ с помощью суф. – ок. Первоначально обозначало /ср. виски – «волосы»/ висящую прядь волос (с.83).

Техникум. Заимств., возможно, через нем. посредство, из франц. яз. в ХХ в. Франц. technicum – производное от technique – «техника» /ср. нем.

Polytechnikum – «высшее техническое учебное заведение»/ (с. 442).

См.: Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М., 1975.

Задание № 1

Пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской (65), определите, какие исторические изменения структуры слова наблюдаются в приведенных примерах.

Задание № 2

Приведите примеры словообразовательных морфем, появление которых в русском языке связано с процессом переразложения.

Задание № 3

Определите, используя словари (46; 60), членятся ли в современном русском языке на морфемы основы следующих слов.

ВАРИАНТ I

1. Байдарка, вкось, властелин, композитор, курносый, лежбище, лентяй, мерзкий, нужный, окно, соперник, шкатулка.

2. Приведите примеры словообразовательных суффиксов, чье появление в русском языке связано с процессом переразложения.

3. Гравюра, фляжка, политика

ВАРИАНТ II

1. Бахвал, бедокур, бдительный, булавка, ведомость, красный, набалдашник, наречие, научный, расчет, топливо, ящик.

2. Приведите примеры словообразовательных префиксов, появление которых в русском языке связано с процессом переразложения.

3. Диктант, медицина, медальон.

Домашнее задание:

1.Выписать из «Краткого этимологического словаря русского языка» (65) по одному примеру на каждый тип исторических изменений структуры слова.

2. Произвести морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слова дороговизна.

Практическое занятие № 6


6671690698448070.html
6671730722151551.html
    PR.RU™