Занятие первое

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

Кафедра общегуманитарных дисциплин

Задачи и упражнения по логике

для самостоятельной работы студентов всех специальностей

Тверь 2010

Задачи и упражнения по логике. Учебно-методическое пособие. - Тверь: ТФ МГЭИ,2007.-28 с.

Рекомендовано к публикации на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин (протокол №4 от 20 сентября 2007 г.)

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения.

Составитель: кандидат философских наук, доцент Т. Ю. Фомина


Логические задачи для практических занятий

Тема 2. Понятие

Занятие первое

Прежде чем приступить к решению логических задач, необходимо:

1)дать определение понятия;

2)знать, что является содержанием и объемом понятия;

3)уметь классифицировать понятия по их содержанию и объему.

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия.

1. Право. 2. Российская Федерация. 3. Преступное деяние. 4. Бригада морской пехоты. 6. Источник нрава. 7. ЮНЕСКО. 8. Консилиум врачей. 9. Верховный суд. 10. Верховный суд РФ. 11. Предприятие. 12. Философ Аристотель.

Упражнение 2. Какие из перечисленных признаков необходимо включить в содержание соответствующих понятий и будет ли этих признаков достаточно для адекватного определения понятия?

I Автобус: автомобиль для перевозки пассажиров, имеющий не менее 30 мест, общественный или государственный, с местами для сидения.

2. Плакат: цветной настенный рисунок на бумаге, большого формата, от­печатанный в типографии, снабженный агитационными или рекламными текстами.

3. Рассказ: художественное произведение небольшого размера, в эпическом жанре, прозаическое, с одним главным героем, описывающее один эпизод из его жизни.

4. Карандаш: синий, длиной 10 см, оставляющий след на бумаге, имею­щий грифельный стержень, затачивающийся перочинным ножом.

Упражненне 3. Укажите, в каком смысле - собирательном или

разделительном - употреблены выделенные понятия.

1. Граждане Российской Федерации имеют право на образование.

1а. Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв.км.

2. Человек осваивает космос.

2а. Человек имеет право на гражданство.

3. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек является регионом бедности.

3а. Развивающиеся страны - это те страны, которые отстают в цивилизационном развитии от передовых стран.

4. Книга - лучший подарок.

4а. Книга — богатство библиотеки.

5. Закон пришел на смену обычаю.



5а. Закон ограничивает сферу допустимого.

Упражнение 4. Укажите абстрактные и конкретные понятия.

1. Юридический закон. 2. Невменяемость. 3. Презрение. 4. Жадность. 5. Депутат Государственной думы. 6. Бухгалтер. 7. Бездушие. 8.Честность. 9. Родство. 10. Книга. 11. Ученик. 12. Директор завода. 13. Компьютер. 14. Автомобиль.

Упражнение 5. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. Законность. 2. Дезинформация. 3. Верность. 4. Антипод. 5. Глупость.

6. Аноним. 7. Сердечность. 8. Бедность. 9. Равновесие. 10. Антиквар. 11. Антифашист. 12. Независимость. 13. Зло. 14. Каприз.

Упражнение 6. Выделите безотносительные и соотносительные понятия.

1. Начало. 2. Причина. 3. Народный суд. 4. Рабовладелец. 5. Север. 6. Истец. 7. Маляр. 8. Взяткодатель. 9. Автобус. 10. Племянник. 11. Копия. 12. Ведущий. 13. Труд. 14. Сын.

Упражнение 7. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

1. Западная граница государства. 2. Невинность. З. Учитель. 4. Приговор. 5. Сын. 6. Бескорыстие. 7. Отечество. 8. Экономика. 9. Созвездие гончих псов. 10. Атеист.

Упражнение 8. Определите вид отношения между совместимыми

понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.

1. Наказание - ограничение свободы. 2. Высшее учебное заведение - акаде­мия. 3. Юрист - депутат парламента. 4. Учебное заведение - школа - институт - лицей. 5. Человек, знающий иностранный язык - переводчик - человек, знающий французский язык. 6. Орган государственного управления - министерство - министерство финансов. 7. Художественная литература - трагедия Шекспира. 8. Офицер, спортсмен, орденоносец. 9. Полиглот - человек, знающий много языков. 10. Преступник - рецидивист.

Упражнение 9. Определите вид отношения между несовместимыми

понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

1. Печать, телевидение, средства массовой информации. 2. Честь, бесчестие. 3. Преступление, экономическое преступление, преступление против личности. 4. Сильный, слабый. 5. Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 6. Истина, заблуждение. 7. Взрослый, невзрослый. 8. Взрослый, ребенок. 9. Обвинительный приговор - оправдательный приговор. 10. Юрист, прокурор, адвокат, судья. 11. Зависимость, независимость.



Упражнение 10.Укажите, какое понятие в следующих парах богаче по

содержанию.

I. Кодекс - уголовный кодекс. 2. Автор - автор учебника по логике. 3. Год - високосный год. 4. Экономика - экономика отрасли. 5. Адвокат - юрист. 6. Химический элемент - инертный газ. 7. Уголовное дело - дело о взятке. 8. Собственность - частная собственность. 9. Книга - учебник по химии.

Упражнение 11. Какое из понятий в следующих парах имеет больший

объем.

I. Преступление - взятка. 2. Предложение - текст. 3. Воздушный транспорт - транспорт. 4. Право - административное право. 5. Суд - конституционный суд. 6. Книга - учебник - учебник по логике. 7. Наказание - штраф.


6632359321371833.html
6632422938813997.html
    PR.RU™