Статус и режим иностранцев

Предыдущая37383940414243444546474849505152Следующая

Иностранцы -- лица, которые находятся на территории иностранно-го государства, не являясь его гражданами. Каждое государство само-стоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на терри-торию своего государства и условий пребывания на ней. В международ-ной практике существует визовый институт, суть которого сводится к специальному разрешению для въезда, транзита и выезда с территории принимающего государства. Ряд государств -- участников Европейского союза в конце XX в. заключили между собой Шенгенские соглашения, согласно которым граждане этих государств могут практически свобод но, без виз, лишь на основе своих внутренних личных документов въез-жать, передвигаться и выезжать с территории государств -- участников Соглашения1 Шенгенские соглашения / Сост., вступ. ст. С. Ю. Кашкина, А. О. Четверикова. - М., 2000.. К такой безвизовой системе хотела бы присоединиться и Российская Федерация. Переговоры по этому вопросу ведутся ею уже на протяжении нескольких лет.

Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей ино-странцев на территории данного государства.

Правовой статус иностранцев можно свести к трем видам режимов:

-- национальный режим -- иностранцы уравниваются в правах с соб-ственными гражданами;

-- режим наибольшего благоприятствования -- иностранцам предос-тавляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства;

-- специальный режим -- для иностранцев устанавливается особый режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными.

Общее для всех трех режимов состоит в том, что каждый из них пре-дусматривает: а) соблюдение иностранцами законов и правил государст-ва пребывания; б) привлечение иностранцев к уголовной, гражданской и административной ответственности за нарушение соответствующих за-конов государства пребывания; в) запрещение занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности.

Сложность положения иностранца с точки зрения международного права заключается в том, что он находится как бы в двойном подчинении. Он под-чинен двум началам: территориальному, то есть право-порядку государства пребывания, и одновременно лич-ному, то есть законам государства своего гражданства. Определенные сложности могут возникнуть, если законы государства пребывания и законы государства граждан-ства в чем-то противоречат друг другу. В этом случае имеет место конкуренция указанных начал (конкури-рующая юрисдикция).

Иностранец может пользоваться правами или выпол-нять обязанности, вытекающие из его гражданства (т. е. предусмотренные законодательством государства его гражданства), лишь в той мере, в какой это допуска-ется государством пребывания, не противоречит его су-веренитету и безопасности. С другой стороны, госу-дарство пребывания, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанных принципов меж-дународного права и договоров, в которых оно участ-вует.



В Российской Федерации правовой статус иностранцев определен ее Конституцией, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иными на-циональными нормативными правовыми актами.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ определяет: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кро-ме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Конституция РФ. - М.: Юрайт - М, 2000. - (Серия «Российское федеральное законодательство»). - С. 17.

Основные положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сводятся к следующему.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (п. 1 ст. 5).

Разрешение на временное проживание может быть выдано ино-странному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6).

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территори-альный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истече-ния срока действия разрешения на временное проживание. До получе-ния вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Рос-сийской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гра-жданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть про-длен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на житель-ство не ограничено (ст. 8).

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права из-бирать и быть избранными в федеральные органы государственной вла-сти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в России иностранные граждане в случа-ях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а так-же участвовать в местном референдуме (ст. 12).

Согласно ст. 14 Федерального закона иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на государственной или муниципальной службе; 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, пре-дусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуа-тируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и орга-низаций утверждается Правительством РФ; 6) заниматься иной деятель-ностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к ко-торым ограничен федеральным законом.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и ор-ганы в качестве лица гражданского персонала (ст. 15).

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом и другими федеральными законами. Регистрация детей, не дос-тигших возраста восемнадцати лет и въехавших в Российскую Федера-цию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя) (ст. 20). Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.

Государства как носители суверенитета в принципе самостоятельно регулируют вопросы въезда на его территорию и соответственно выезда, принимая для этого необходимые меры внутригосудар-ственного характера. В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и вы-езда как собственных граждан, так и иностранцев. Иногда он существенно упрощен на основе международ-ных договоров, но это не свидетельствует о том, что такой порядок в принципе отменен. В разных странах установлена различная процедура получения разрешений на въезд и выезд.

Разрешительный порядок въезда и выезда предпола-гает, что в выезде из страны или въезде в нее как иност-ранцу, так и собственному гражданину государство мо-жет и отказать. Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отношения, 1994. - С. 109.

Каждое государство само-стоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрис-дикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответ-ственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государ-ства пребывания, по законам этого государства.

В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются. Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой ино-странец не может привлекаться к уголовной ответствен-ности на территории государства пребывания за пре-ступления, совершенные в каком-либо другом государ-стве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принци-пах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

Иностранец вправе рассчитывать на дипломатическую защиту со стороны государства своего гражданства, и факт его законного нахождения на территории другого государства объективно облегчает получение им такой защиты. Если иностранец находится на территории дру-гого государства незаконно, то последнее имеет право сомневаться в действительности наличия у него иностран-ного гражданства, не говоря уж о праве выдворить его за пределы своей территории, привлечь к ответственности за незаконный въезд.

Дипломатическая защита граждан за рубежом -- важнейший институт современ-ного международного права. Дипломатическая защита -- это термин, который имеет широкое значение. Он не означает, что обязательно именно дипломатическое представительство как таковое должно оказывать диплома-тическую защиту. Оказание защиты гражданам представ-ляемого государства является обычно функцией консуль-ских учреждений. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за ру-бежом, но предполагает также право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых обвиняется гражданин этого государства.

Дипломатическая защита, прежде всего, является средством, обеспечивающим соблюдение режима ино-странцев в отношении данного лица или лиц. Если ино-странец действительно нарушил законодательство госу-дарства пребывания, то дипломатическая защита сводит-ся к выяснению обстоятельств совершения правона-рушения, подбору, если это необходимо, адвокатов и т. д. и заинте-ресованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необхо-димости, наказания виновных, компенсации пострадав-шему. Курс международного права в 7-ми томах. - М., 1990. - Т. 3.


6630412613683682.html
6630468990376885.html
    PR.RU™