Роль решений в системе управления

Введение

Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема принятия качественного управленческого решения имеет серьезное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории. Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества, выросли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. От управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. Их главная задача - кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли.

Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

В последние годы появились технологии, методики принятия эффективных управленческих решений, которые позволяют повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности.


Модуль 1 Основы принятия управленческих решений

Тема 1. Основные понятия управленческих решений

Роль решений в системе управления

Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, которые реализуются в форме распоряжений, инструкций, приказов, заседаний, утверждения плана стратегии развития предприятия и др. В конечном итоге эта деятельность связана с поиском, выработкой и принятием управленческих решений (УР).



Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. Более того, изучение только процесса поиска, выработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как сущность управления раскрывается в умении принятия решений. Поэтому решения играют важную роль в системе управления.

Рассмотрим место решений в системе менеджмента. Система управления (СУ) подразделяется на две подсистемы: управляющая и управляемая (рисунок 1).

Рисунок 1 - Место УР в системе управления

Управляющая подсистема представляет собой субъект (в лице одного человека или группы людей), который разрабатывает и принимает решения в области финансов, кадров, информации, материалов, оборудования и др.

Управляемая подсистема представляет собой объект (в лице одного человека или группы людей), который реализует принятые решения. Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

· техническое развитие;

· организация основного и вспомогательного производства;

· маркетинговая деятельность;

· экономическое и финансовое развитие;

· организация заработной платы и премирования;

· социальное развитие;

· управление;

· бухгалтерская деятельность;

· кадровое обеспечение;

· прочие виды деятельности.

Управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему путем выработки, принятия и реализации решения. Субъект управляющей подсистемы регистрирует состояние объекта управления, наблюдает за внутренней и внешней средой. В случае отклонения или изменения ситуации в СУ, а также во внешней среде из управляемой подсистемы поступает сигнал в управляющую подсистему о необходимости принятия решения. Причиной этого может быть появление новых конкурентов на рынке, невыполнение плана или намеченных задач, появление юридических законов, которые будут ограничивать деятельность предприятия.



Например, консалтинговая компания не предоставила проект заказчику к определенному сроку. Ранее фирма всегда выполняла заказы вовремя и, следовательно, находилась в системе равновесия. Не выполнив заказ в срок, СУ отклонилась и вышла из равновесия. Реакция субъекта управления (менеджера консалтинговой компании) на полученную информацию о наличии проблемной ситуации вынуждает его привести систему в равновесие. Управляющая подсистема будет заниматься выявлением причины невыполнения плана, вырабатывать решения с учетом возможностей предприятия и состояния внешней и внутренней среды.

Результатом преобразования сложившейся ситуации является принятие решения субъектом управляющей подсистемы, которое будет передано в виде информационного потока объекту управляемой подсистемы.

Управленческие решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами.

Функции управленческих решений:

· направляющая (несмотря на то, что решения принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, они конкретизируются в многообразных задачах);

· координирующая (отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества);

· мотивирующая (реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления), экономических стимулов (премии), социальных оценок (творческая самореализация, самоутверждение личности).

Процесс управления состоит из бесконечной цепочки выработки и реализации решений. Поэтому принятие решений является основой любой управленческой деятельности.

1.2 Понятие «проблема»

Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

Существуют два способа определения проблемной ситуации.

Согласно первому, о проблеме узнают тогда, когда не случилось то, что должно было случиться, т.е. произошло некоторое отклонение от нормы или ожидаемого результата, и причина такого несоответствия неизвестна. Проблема не может быть воплощена в каком-то дном объекте или явлении. Проблема – это взаимосвязь (рисунок 2).

Рисунок 2 – Проблема – разница между текущим и желаемым результатом

Проблема может проявиться как наблюдаемое в настоящем следствие некоторой причины, находящейся в прошлом (рисунок 3).

Рисунок 3 – Структура проблемы

В другом случае в качестве проблемы рассматривают потенциальную возможность ее появления, когда еще «ничего не произошло». Это можно выяснить в результате диагностики. Понимание о том, что проблема есть, приходит, когда появляется осознание того, что что-то можно сделать лучше: например, извлечь выгоду из представляющейся возможности. Специалист по управлению Питер Друкер подчеркивает это, указывая, что разрешение проблемы только восстанавливает норму, результаты же "должны быть следствием использования возможностей".

Проблема может носить:

1) функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организационно-производственной системы, т.е. если ее решение возможно:

· при переходе на выпуск нового товара или услуги;

· при изменении рыночного сектора;

· при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками, конкурентами, системой распределения;

· при изменении форм собственности;

· при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы работы организационно-производственной системы;

2) структурный характер и, соответственно, может быть решена при изменении структуры организационно-производственной системы, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров. Необходимость в структурных изменениях может возникать:

· при изменении маркетинговой стратегии;

· при разработке нового товара, схожего с выпускаемым;

· при переходе на новый тип договорных отношений с существующими партнерами (оферта, лизинг, факторинг и т.п.);

3) параметрический характер, если она может быть устранена изменением только параметров организационно-производственной системы.

Необходимо помнить, что, как правило, изменение функций потребует больших ресурсов, чем изменение структуры, а изменение структуры - больших ресурсов, чем изменение параметров.

Разрешение проблемы включает ряд действий:

· анализ проблемы:

- определение сути проблемы (через обнаружение отклонения в работе);

- описание проблемы в четырех измерениях: суть (что мы пытаемся объяснить), место (где наблюдались отклонения), время (когда происходят отклонения), степень отклонения/серьезности (насколько интенсивны и серьезны отклонения);

- получение ключевой информации по каждому из четырех измерений для определения возможных причин;

- определение наиболее вероятной причины;

- проверка найденной причины проблемы на подлинность с целью подтверждения наличия причинно-следственных связей;

· принятие управленческого решения.


6628585654535760.html
6628656908945732.html
    PR.RU™