Глава 5. Ввиду насыщенности американского общества быто­выми предметами естественно было бы говорить об изо­бретениях или о технических новинках как о про­цессах

ИНДУСТРИЯ ОПРОСА: ИЗМЕРЕНИЕ И ОБРАБОТКА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Ввиду насыщенности американского общества быто­выми предметами естественно было бы говорить об изо­бретениях или о технических новинках как о про­цессах, связанных с производством машин, т. е. о новой вычислительной машине, транзисторном радиоприемнике или сверхзвуковом самолете. Тем не менее существуют и другие виды изобретений. Очень важным компонентом аппарата манипулирования сознанием стало относитель­но недавнее социальное изобретение — опрос обществен­ного мнения.

Изучение общественного мнения представляет собой средство выяснения индивидуальных и групповых склон­ностей и предпочтений, которое, по-видимому, может по­зволить получить довольно точные индикаторы нацио­нальных (или региональных, или локальных) установок или оценок.

Опрос как изучение общественного мнения весьма своеобразное изобретение. Опрос, хотя он и носит науко­образный характер, не может быть нейтральным. По сво­ей природе он прежде всего связан с человеческими склон­ностями и намерениями, и формулирование его выводов и использование его результатов неотделимы от сущест­вующих общественных отношений. Он всегда связан с по­ведением людей, индивидуальным выбором и социальным сознанием. Он проводится с целью оказания помощи при принятии политических и других решений на различных правительственных, политических и экономических уров­нях. Проведение опроса уже само по себе означает осу­ществление определенной социальной политики. Изуче­ние мнения группы уже предполагает наличие определен­ного умысла у того, кто осуществляет опрос, и влечет за собой в дальнейшем какое-либо действие или, что не ме­нее важно, бездействие со стороны аппарата принятия со­циальных решений.


Более того, опрос является важной частью недавно со­зданной индустрии сознания. Его ощутимое влияние на создание и управление национальными установками будет детально рассмотрено в этой главе немного позднее. Как отметил один обозреватель, изучение общественного мне­ния «проводится в небывалых масштабах» и «финансовые затраты на управление общественным мнением огром­ны» *. Утонченный механизм управления общественным мнением в условиях развитой рыночной экономики в зна­чительной степени зависит от опросов и их изучения. В этой главе мы рассмотрим: 1) историю проведения изу­чения общественного мнения в Соединенных Штатах;

Использование опросов внутри страны и за ее пределами;


6627298087824951.html
6627335779394685.html
    PR.RU™